- Кузмин Мих. Ал
-
КУЗМИ́Н Мих. Ал. (1872—1936) — поэт, прозаик, музыкант, критик, теоретик иск-ва. Род. в Ярославле, в дворян. семье. В 1891 поступил в Петерб. конс., где проучился ок. 2-х лет. В 1895 совершил путешествие в Грецию и Египет. Во 2-й пол. 90-х гг. переживает дух. кризис, пытается покончить ссобой, затем едет в Италию (1897), где обращается к католицизму и готовится принять постриг. По возвращении в Россию К. увлекся старообрядчеством, посещал раскольнич. поселения в Поволжье и Олонецкой губ., изучал сектантское пение (впоследствии сам напишет цикл "Духовные стихи"). Все это время К. не переставал заниматься музыкой, его пьесы исполнялись в нач. 1900-х гг. на петерб. "Вечерах совр. музыки". В 1905 К. дебютировал в лит-ре, поместив свои сонеты и рассказ в коллективном "Зеленом сборнике стихов и прозы". По приглашению В. Я. Брюсова К. начал сотрудничать в ж. "Весы". Первый большой успех ему принесли опубликов. в 1906 в "Весах" стихи из ставшего впоследствии знаменитым цикла "Александрийские песни" — непревзойд. в рус. лит-ре образца поэтич. стилизации и интуитивного погружения в мир далекой (позднеантичной) культуры. В дальнейшем выступает как прозаик (пов. "Крылья", 1907; три "Книги рассказов", 1910, 1913; ром. "Плавающие — путешествующие", 1915 и др.), драматург и поэт. К. был дружен со мн. символистами, однако принимал не все каноны символист. эстетики; свое понимание иск-ва выразил в ст. "О прекрасной ясности" (1910), где сформулировал принципы "кларизма". Ранние стихи К. (сб. "Сети", 1908; "Осенние озера", 1912; "Глиняные голубки", 1914) — образцы камерной лирики "Серебряного в.", изысканно-простые и мелодичные. Однако пред. откровенность и воспевание однополой любви придали успеху нек-рых произв. К. сканд. характер. Причастность поэта к ряду сканд. и трагич. происшествий в 1912—13 создала вокруг него ореол таинственности и своеобразного "демонизма". Февр. рев-цию К. встретил сочувственно, Окт. — не принял, однако остался в России. Первые послерев. годы были чрезвычайно плодотворны для К.: за 6 лет он опубликовал 4 сб. стихов ("Вожатый", 1918; "Нездешние вечера", 1921; "Параболы", 1923; "Новый Гуль", 1924) и сб. эссе "Условности" (1932); сотрудничал в "Красной газете" и газ. "Жизнь иск-ва" в качестве муз. и лит. критика, выступал на поэтич. вечерах. В 1923 К. был, вместе с А. Радловой, основателем группы "эмоционалистов", к-рая противостояла форм. школе. С сер. 20-х гг. имя К. появляется в печати все реже; завершающий сб. стихов — "Форель разбивает лед" вышел в 1929. В последние гг. К. жил в постоянной нужде, зарабатывая пер. и музыкой к спектаклям. В позднем творчестве К. много места занимает филос. лирика; она отмечена тяготением к усложнению стиля, к поэтич. "шифрам", "тайнописи". В нек-рых произв. (драма "Смерть Нерона" и др.) осуждаются тирания и рев. экстремизм. Творчество К. оказало большое влияние на всю постсимволич. поэзию.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.